Срок действия прав и международные обязательства Украины: разъяснения адвоката
http://s001.radikal.ru/i193/1109/3b/835f9222c7e8.jpg
Изменения в Законодательстве продолжает комментировать и разъяснять адвокат Вадим Володарский.

Водительское сообщество Украины было буквально взбудоражено заявлениями руководства МВД о введении срока действия водительских удостоверений. При этом сначала заявлялось об обязательной замене, затем о том, что имеющиеся удостоверения будут действовать, но для выезда за границу необходимо будет получить новые, со сроком действия, поскольку с 29 марта 2011 года другие, якобы, не будут признаваться иностранной полицией. И вообще, переход на такие удостоверения объясняется международными обязательствами Украины.

Как расценивать такие заявления на фоне того, что в данное время удостоверения со сроком действия не только не выдаются, но и нет соответствующей нормативной базы, и даже не установлено окончательно, каким будет этот срок?

То есть, если бы это было так, то налицо была бы вопиющая неподготовленность Украины к выполнению своих обязательств. Однако мы попробуем разобраться с основными вопросами:
- Существуют ли такие обязательства в действительности?
- Правда ли, что для выезда за границу нужно будет менять удостоверения на имеющие срок действия?

А есть ли обязательства?

Основным международным документом в сфере дорожного движения является Венская Конвенция о международном движении 1968 г. Именно на нее ссылается руководство МВД. Точнее, на вступающие в силу изменения к ней - поправки от 28 сентября 2004 г. Вот эти-то изменения якобы и делают обязательными срок действия водительских удостоверений и их замену.

Почему «якобы»? Потому что при ознакомлении с текстом самих поправок приходится прийти к прямо противоположным выводам. Точнее говоря, не нужно даже приходить к выводам - достаточно просто внимательно прочитать текст.

Итак, что такое водительское удостоверение и как оно должно выглядеть, - определяется ст. 41 Конвенции. И в п. 3 этой статьи, точнее, в его редакции, вводимой указанными поправками, читаем:

Национальным законодательством может ограничиваться срок действия национального водительского удостоверения. Срок действия международного водительского удостоверения ограничивается датой истечения срока действия национального водительского удостоверения или датой истечения срока, не превышающего три года с момента выдачи международного водительского удостоверения, в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

Именно может устанавливаться, но не обязательно устанавливается срок действия национальных водительских удостоверений! (А международные, являющиеся как бы «приложением» к национальному, всегда имели срок действия.)

Итак, мы видим, что сам тезис о том, что якобы международные обязательства Украины требуют установления срока действия водительских удостоверений в обязательном порядке, - на положениях Конвенции и/или поправок к ней не основывается. Тем более о сроке действия именно в 10 лет. Можно ведь установить срок и 30 лет, и 50...

Действительны ли «старые» права?

Теперь перейдем к другому вопросу: о действительности уже выданных удостоверений.

Здесь нужно сказать, что цивилизованная Европа, равно как и другие континенты, не знают не только аврального порядка обмена миллионов документов, но и вообще создания гражданам такого рода проблем. Там живут по простому принципу: закон обратной силы не имеет. И это нашло отражение в ст. 43 Конвенции, которая, в редакции поправок, прямо устанавливает (п.1):

Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия.

То есть ранее выданные документы менять нет необходимости - их будут обязаны признавать все страны, на территории которых действует Конвенция. В течение срока их действия - для наших бессрочных удостоверений означает: до конца жизни владельца... И никакая иностранная полиция не сможет предъявить претензий водителю с таким документом.

Кстати, это касается и удостоверений СССР, который был участником Конвенции; единственная проблема может заключаться в том, что большинство советских удостоверений не имеют дублирования имени и фамилии водителя латиницей.

Источник заявлений МВД не совсем понятен. Возможно, кто-то из готовивших его текст сотрудников не прочитал весь текст поправок, а ограничился лишь приложением, описывающим графы водительского удостоверения. Но приложение ведь не может менять правила, установленные самим нормативным актом, и делать обязательными действия, которые основной текст нормативного акта таковыми не делает. И уж тем более непонятно, как можно игнорировать прямое указание на действительность и признание ранее выданных удостоверений.

Закон обратной силы не имеет!

Стоит сказать и еще об одном. Выше мы упоминали о принципе: закон обратной силы не имеет. Этот принцип установлен и ст. 59 Конституции Украины.

Тем же законом, которым введены «новые штрафы», изменена и редакция Закона Украины «О дорожном движении». До этого получение гражданином права управления транспортными средствами увязывалась в скобках с изменением статуса - то есть было указано, что получить право управления приравнивается к тому, чтобы «стать водителем». При этом по смыслу закона, получалось, что статус этот человек сохраняет пожизненно или до лишения права управления.

Так вот, для тех, кто получил право управления до изменения редакции закона, этот статус, это состояние, - быть водителем, - оказывается бессрочным. И по отношению к ним в любом случае никакой закон не может иметь обратной силы. Этот статус, эти условия получения права управления, - первичны по отношению к документу (водительскому удостоверению) как таковому. Исходя из этого, следует считать, что тем, кто получил право управления раньше, даже в случае замены водительских удостоверений должны выдаваться бессрочные документы.